Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
ENG
Купить билет
ENG
Глава
третья
Собор лиц

Глава третья







Собор

лиц

Aqua vita nuova F. W. Шепчу «прощай» неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в ответ пустой ладони не подаст. И в этом как бы новая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырящегося «ля». Аквариума признанный уют, где слёз не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника. Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь, что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орёт. 1970
Лицо нередко встречается в стихах Бродского. Первым вспоминается: «Заглянем в лицо трагедии» – отражение прямого взгляда поэта в мир. Но, несмотря на репутацию холодного философа-сноба, взгляд Бродского на лица своих друзей полон теплоты – это видно по сделанным им фото.

Перед нами друзья его ленинградской юности, соседствующие с другими лицами – на открытках и газетных вырезках Бродского. Великие поэты (старик Фрост и молодой Оден), кумир молодежи 60-х – Хемингуэй, автор «Банальности зла» Ханна Арендт. Прибавим фото разных языческих масок и статуэток, сделанные Бродским во время путешествия в Мексику – и получится «собор лиц». Это определение Николая Фёдорова, одного из ключевых философов памяти. Он писал: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц: деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей».
Эту мысль стоит помнить, рассматривая «Натюрморт».
Лицо нередко встречается в стихах Бродского. Первым вспоминается: «Заглянем в лицо трагедии» – отражение прямого взгляда поэта в мир. Но, несмотря на репутацию холодного философа-сноба, взгляд Бродского на лица своих друзей полон теплоты – это видно по сделанным им фото.

Перед нами друзья его ленинградской юности, соседствующие с другими лицами – на открытках и газетных вырезках Бродского. Великие поэты (старик Фрост и молодой Оден), кумир молодежи 60-х – Хемингуэй, автор «Банальности зла» Ханна Арендт. Прибавим фото разных языческих масок и статуэток, сделанные Бродским во время путешествия в Мексику – и получится «собор лиц». Это определение Николая Фёдорова, одного из ключевых философов памяти. Он писал: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц: деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей». Эту мысль стоит помнить, рассматривая «Натюрморт».
Чтобы узнать об изображении больше, нажмите на него
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Скульптурный портрет императора Траяна из Музея Остиа в Риме. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Скульптурный портрет императора Траяна из Музея Остиа в Риме. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет двух индейцев в национальных костюмах, демонстрирующих лук и стрелу. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет двух индейцев в национальных костюмах, демонстрирующих лук и стрелу. 1970-е – 1990-е
Эрик Тулин. Ленинград, Площадь Искусств. 1958. Фото Иосифа Бродского
Эрик Тулин. Ленинград, Площадь Искусств. 1958. Фото Иосифа Бродского
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Портрет Джона Донна из собрания Национальной портретной Галереи в Лондоне. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Портрет Джона Донна из собрания Национальной портретной Галереи в Лондоне. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет Мареллы Аньелли. 1970-е – 1980-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет Мареллы Аньелли. 1970-е – 1980-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Скульптурный портрет Томаса Стернза Элиота. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Скульптурный портрет Томаса Стернза Элиота. 1970-е – 1990-е
Изображение двух мужчин. Иосиф Бродский. Бумага, синие чернила
Изображение двух мужчин. Иосиф Бродский. Бумага, синие чернила
Наталия Сухаревич. Москва. 1972. Фото Иосифа Бродского
Наталия Сухаревич. Москва. 1972. Фото Иосифа Бродского
Два персонажа с портретом Ленина и портрет Геннадия Шмакова. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная шариковая ручка
Два персонажа с портретом Ленина и портрет Геннадия Шмакова. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная шариковая ручка
Двойной портрет. Иосиф Бродский. Бумага. графитный карандаш. До 1972
Двойной портрет. Иосиф Бродский. Бумага. графитный карандаш. До 1972
Анатолий Найман. Ленинградская область. 1963. Фото Иосифа Бродского
Анатолий Найман. Ленинградская область. 1963. Фото Иосифа Бродского
Сидящая у стола женщина. Иосиф Бродский. Бумага, графитный карандаш. Ленинград. До 1972
Сидящая у стола женщина. Иосиф Бродский. Бумага, графитный карандаш. Ленинград. До 1972
Читающая женщина. Иосиф Бродский. Бумага, графитный карандаш. Ленинград. До 1972
Читающая женщина. Иосиф Бродский. Бумага, графитный карандаш. Ленинград. До 1972
Анатолий Найман, Анна Ахматова и Ханна Горенко. Комарово. Лето 1963. Фото Иосифа Бродского
Анатолий Найман, Анна Ахматова и Ханна Горенко. Комарово. Лето 1963. Фото Иосифа Бродского
Гарик Восков. Во время путешествия на Тянь-Шань. Лето 1960. Фото Иосифа Бродского
Гарик Восков. Во время путешествия на Тянь-Шань. Лето 1960. Фото Иосифа Бродского
Гарик Восков. На берегу озера Иссык-Куль у палатки. Киргизия. Лето 1960. Фото Иосифа Бродского.
Гарик Восков. На берегу озера Иссык-Куль у палатки. Киргизия. Лето 1960. Фото Иосифа Бродского.
Иосиф Бродский. Автопортрет. Крым, Коктебель. 1969
Иосиф Бродский. Автопортрет. Крым, Коктебель. 1969
Регина Чистова. Крым, Коктебель. 1969. Фото Иосифа Бродского
Регина Чистова. Крым, Коктебель. 1969. Фото Иосифа Бродского
Комната в Коктебеле. 1969. Фото Иосифа Бродского
Комната в Коктебеле. 1969. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Скульптура из экспозиции Национального Музея антропологии и истории. Мехико. 1975. Фото Иосифа Бродского
Репродукция портрета Роберта Фроста. Журнальная вырезка Иосифа Бродского
Репродукция портрета Роберта Фроста. Журнальная вырезка Иосифа Бродского
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет девушки («Ангел у гробницы»). 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет девушки («Ангел у гробницы»). 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет Уинстона Хью Одена. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет Уинстона Хью Одена. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Письмо неустановленного лица из Великобритании. 4 ноября 1971
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Письмо неустановленного лица из Великобритании. 4 ноября 1971
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Индейская скульптура из штата Халиско, Мексика. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Индейская скульптура из штата Халиско, Мексика. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Лицо Статуи Свободы изнутри (до сборки на острове Бедлоу). 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Лицо Статуи Свободы изнутри (до сборки на острове Бедлоу). 1970-е – 1990-е
Копия с рисунка Брака, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Автор неизвестен. 1960 – 1969
Копия с рисунка Брака, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Автор неизвестен. 1960 – 1969
Фотография Эрнеста Хемингуэя, принадлежавшая Иосифу Бродскому
Фотография Эрнеста Хемингуэя, принадлежавшая Иосифу Бродскому