Aqua vita nuova F. W. Шепчу «прощай» неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в ответ пустой ладони не подаст. И в этом как бы новая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырящегося «ля». Аквариума признанный уют, где слёз не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника. Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь, что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орёт. 1970
Лицо нередко встречается в стихах Бродского. Первым вспоминается: «Заглянем в лицо трагедии» – отражение прямого взгляда поэта в мир. Но, несмотря на репутацию холодного философа-сноба, взгляд Бродского на лица своих друзей полон теплоты – это видно по сделанным им фото.
Перед нами друзья его ленинградской юности, соседствующие с другими лицами – на открытках и газетных вырезках Бродского. Великие поэты (старик Фрост и молодой Оден), кумир молодежи 60-х – Хемингуэй, автор «Банальности зла» Ханна Арендт. Прибавим фото разных языческих масок и статуэток, сделанные Бродским во время путешествия в Мексику – и получится «собор лиц». Это определение Николая Фёдорова, одного из ключевых философов памяти. Он писал: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц: деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей». Эту мысль стоит помнить, рассматривая «Натюрморт».
Лицо нередко встречается в стихах Бродского. Первым вспоминается: «Заглянем в лицо трагедии» – отражение прямого взгляда поэта в мир. Но, несмотря на репутацию холодного философа-сноба, взгляд Бродского на лица своих друзей полон теплоты – это видно по сделанным им фото.
Перед нами друзья его ленинградской юности, соседствующие с другими лицами – на открытках и газетных вырезках Бродского. Великие поэты (старик Фрост и молодой Оден), кумир молодежи 60-х – Хемингуэй, автор «Банальности зла» Ханна Арендт. Прибавим фото разных языческих масок и статуэток, сделанные Бродским во время путешествия в Мексику – и получится «собор лиц». Это определение Николая Фёдорова, одного из ключевых философов памяти. Он писал: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц: деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей». Эту мысль стоит помнить, рассматривая «Натюрморт».
Чтобы узнать об изображении больше, нажмите на него
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Скульптурный портрет императора Траяна из Музея Остиа в Риме. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фотопортрет двух индейцев в национальных костюмах, демонстрирующих лук и стрелу. 1970-е – 1990-е
Эрик Тулин. Ленинград, Площадь Искусств. 1958. Фото Иосифа Бродского
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Портрет Джона Донна из собрания Национальной портретной Галереи в Лондоне. 1970-е – 1990-е