Aqua vita nuova F. W. Шепчу «прощай» неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в ответ пустой ладони не подаст. И в этом как бы новая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырящегося «ля». Аквариума признанный уют, где слёз не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника. Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь, что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орёт. 1970
«Натюрморт» принято переводить буквально – «мёртвая природа», однако, в другой традиции это – «тихая, замершая жизнь». Бродский всю жизнь исследовал эти грани предметного мира, видя в окружающих нас вещах феномен. Подтверждение этому – наша экспозиция, огромный натюрморт из личных вещей поэта, прочитанный через его поэзию.
Интерес Бродского к натюрморту отражают открытки с репродукциями из разных музеев: картины Брака и Пикассо, Матисса и Клее, античные мозаики, графика. Они подсказывают взгляд на предметность, созвучный поэту.
«Натюрморт» принято переводить буквально – «мёртвая природа», однако, в другой традиции это – «тихая, замершая жизнь». Бродский всю жизнь исследовал эти грани предметного мира, видя в окружающих нас вещах феномен. Подтверждение этому – наша экспозиция, огромный натюрморт из личных вещей поэта, прочитанный через его поэзию.
Интерес Бродского к натюрморту отражают открытки с репродукциями из разных музеев: картины Брака и Пикассо, Матисса и Клее, античные мозаики, графика. Они подсказывают взгляд на предметность, созвучный поэту.
Чтобы узнать об изображении больше, нажмите на него
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фрагмент античной мозаики из собрания Национального Музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Марки «Edible mushrooms from Sabot, 1966». 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях из собрания Национального археологического музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Пауля Клее из собрания Галереи Тейт. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с вазой с фруктами, бутылкой и мандолиной" из Художественного собрания земли Северный Рейн – Вестфалия в Дюссельдорфе. 1986
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Ричарда Дибенкорна "Интерьер с видом на океан" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Ж.-Ж.Лекё "Инструменты рисовальщика" из собрания Национальной библиотеки в Париже. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с виноградом" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1988
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фреска Таддео ди Бартоло "Ад: Чревоугодники" из собора Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в Сан-Джиминьяно. 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Пабло Пикассо "Бутылка Анис дель Моно" из Института Искусств в Детройте. До 1973
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Плакат "LE CACAO". 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Анри Матисса "Интерьер с этрусской вазой" из собрания Художественного музея в Кливленде. 1970-е – 1990-е
Интерес Бродского к предметности выражен в его собственных произведениях: интерьерных рисунках 1960-х и фотографиях.
Интерес Бродского к предметности выражен в его собственных произведениях: интерьерных рисунках 1960-х и фотографиях.
Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Среди этих фотографий – уникальный исторический источник – фиксация рабочего места Ахматовой в её «будке» в Комарово (1963).
Авторство Бродского фиксирует автограф Ахматовой на обороте.
Среди этих фотографий – уникальный исторический источник – фиксация рабочего места Ахматовой в её «будке» в Комарово (1963).
Авторство Бродского фиксирует автограф Ахматовой на обороте.
А бутылка водки «Московская» в окружении игрушечных пушек подписана самим Бродским: «посвящается Толстому». Эта композиция, отсылающая к «Войне и миру», процитирована в экспозиции: вы можете найти её в «Натюрморте».
А бутылка водки «Московская» в окружении игрушечных пушек подписана самим Бродским: «посвящается Толстому». Эта композиция, отсылающая к «Войне и миру», процитирована в экспозиции: вы можете найти её в «Натюрморте».