Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
ENG
Купить билет
ENG
Глава
четвёртая
Замершая
жизнь

Глава четвёртая







Замершая

жизнь

Aqua vita nuova F. W. Шепчу «прощай» неведомо кому. Не призраку же, право, твоему, затем что он, поддакивать горазд, в ответ пустой ладони не подаст. И в этом как бы новая черта: триумф уже не голоса, но рта, как рыбой раскрываемого для беззвучно пузырящегося «ля». Аквариума признанный уют, где слёз не льют и песен не поют, где в воздухе повисшая рука приобретает свойства плавника. Итак тебе, преодолевшей вид конечности сомкнувших нереид, из наших вод выпрастывая бровь, пишу о том, что холодеет кровь, что плотность боли площадь мозжечка переросла. Что память из зрачка не выколоть. Что боль, заткнувши рот, на внутренние органы орёт. 1970
«Натюрморт» принято переводить буквально – «мёртвая природа», однако, в другой традиции это – «тихая, замершая жизнь». Бродский всю жизнь исследовал эти грани предметного мира, видя в окружающих нас вещах феномен. Подтверждение этому – наша экспозиция, огромный натюрморт из личных вещей поэта, прочитанный через его поэзию.

Интерес Бродского к натюрморту отражают открытки с репродукциями из разных музеев: картины Брака и Пикассо, Матисса и Клее, античные мозаики, графика. Они подсказывают взгляд на предметность, созвучный поэту.
«Натюрморт» принято переводить буквально – «мёртвая природа», однако, в другой традиции это – «тихая, замершая жизнь». Бродский всю жизнь исследовал эти грани предметного мира, видя в окружающих нас вещах феномен. Подтверждение этому – наша экспозиция, огромный натюрморт из личных вещей поэта, прочитанный через его поэзию.

Интерес Бродского к натюрморту отражают открытки с репродукциями из разных музеев: картины Брака и Пикассо, Матисса и Клее, античные мозаики, графика. Они подсказывают взгляд на предметность, созвучный поэту.
Чтобы узнать об изображении больше, нажмите на него
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фрагмент античной мозаики из собрания Национального Музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фрагмент античной мозаики из собрания Национального Музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Марки «Edible mushrooms from Sabot, 1966». 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Марки «Edible mushrooms from Sabot, 1966». 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях из собрания Национального археологического музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях из собрания Национального археологического музея в Неаполе. 1970-1989
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Столовые приборы из серебра. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Столовые приборы из серебра. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Капитель коринфского ордера. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Капитель коринфского ордера. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Пауля Клее из собрания Галереи Тейт. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Пауля Клее из собрания Галереи Тейт. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с вазой с фруктами, бутылкой и мандолиной" из Художественного собрания земли Северный Рейн – Вестфалия в Дюссельдорфе. 1986
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с вазой с фруктами, бутылкой и мандолиной" из Художественного собрания земли Северный Рейн – Вестфалия в Дюссельдорфе. 1986
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Ричарда Дибенкорна "Интерьер с видом на океан" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Ричарда Дибенкорна "Интерьер с видом на океан" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1981
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Ж.-Ж.Лекё "Инструменты рисовальщика" из собрания Национальной библиотеки в Париже. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Графическое произведение Ж.-Ж.Лекё "Инструменты рисовальщика" из собрания Национальной библиотеки в Париже. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с виноградом" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1988
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Жоржа Брака "Натюрморт с виноградом" из Коллекции Филлипса в Вашингтоне. 1988
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фреска Таддео ди Бартоло "Ад: Чревоугодники" из собора Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в Сан-Джиминьяно. 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Фреска Таддео ди Бартоло "Ад: Чревоугодники" из собора Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в Сан-Джиминьяно. 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Пабло Пикассо "Бутылка Анис дель Моно" из Института Искусств в Детройте. До 1973
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Пабло Пикассо "Бутылка Анис дель Моно" из Института Искусств в Детройте. До 1973
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Плакат "LE CACAO". 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Плакат "LE CACAO". 1970-е–1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Анри Матисса "Интерьер с этрусской вазой" из собрания Художественного музея в Кливленде. 1970-е – 1990-е
Открытка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. Картина Анри Матисса "Интерьер с этрусской вазой" из собрания Художественного музея в Кливленде. 1970-е – 1990-е

Интерес Бродского к предметности выражен в его собственных произведениях: интерьерных рисунках 1960-х и фотографиях.

Интерес Бродского к предметности выражен в его собственных произведениях: интерьерных рисунках 1960-х и фотографиях.

Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Натюрморт с кувшином и куском сыра. Иосиф Бродский. Бумага, цветной карандаш. До 1972
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Угол комнаты в доме Мурузи. Иосиф Бродский. Бумага, чёрный, синий, красный карандаш. 1962
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Комната с круглой печкой. Иосиф Бродский. Бумага, чёрная тушь, перо. До 1972
Среди этих фотографий – уникальный исторический источник – фиксация рабочего места Ахматовой в её «будке»
в Комарово (1963).

Авторство Бродского фиксирует автограф Ахматовой на обороте.
Среди этих фотографий – уникальный исторический источник – фиксация рабочего места Ахматовой в её «будке»
в Комарово (1963).

Авторство Бродского фиксирует автограф Ахматовой на обороте.
А бутылка водки «Московская» в окружении игрушечных пушек подписана самим Бродским: «посвящается Толстому». Эта композиция, отсылающая
к «Войне и миру», процитирована в экспозиции: вы можете найти её
в «Натюрморте».

А бутылка водки «Московская» в окружении игрушечных пушек подписана самим Бродским: «посвящается Толстому». Эта композиция, отсылающая к «Войне и миру», процитирована в экспозиции: вы можете найти её в «Натюрморте».