Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Купить билет

Интерактивная квартира Ахматовой — Пуниных

К началу 20-х Пунин пришел к выводу, что его взгляды на искусство расходятся со взглядами новой власти. Статья «Революция без литературы» написана в полемике с Троцким, который нападал в «Правде» на Ахматову и Цветаеву. Статья не была принята к публикации ни в одном из журналов того времени.
Эта статуэтка — подарок бывших студентов Николая Пунина любимому профессору на 60-летие. К этому времени он уже был уволен из Университета и Академии Художеств в ходе борьбы с «космополитизмом».
И ты мне все простишь:
И даже то, что я не молодая,
И даже то, что с именем моим,
Как с благостным огнем тлетворный дым,
Слилась навеки клевета глухая.

Анна Ахматова
В 1935 году, после ареста Николая Пунина и Льва Гумилева, Ахматова с Анной Аренс в ожидании обыска сжигали в печке документы, фотографии, письма… После убийства Кирова желтый дым семейных архивов становился воздухом Ленинграда.
Ахматова любила красивые вещи, но не была к ним привязана, легко расставалась с подчас дорогими предметами, одаривая друзей и знакомых. Однако были вещи, имевшие личную для нее историю или связанные с очень близкими людьми. Она старалась сохранить их, некоторым даже давала имена, как этой сумочке «мифке», подаренной М. Лизинским.
Этот диван и столик перед ним были местом обитания Ахматовой в те годы. «Мне трудно представить себе ее сидящей за письменным столом … Она предпочитала быть в постели … со своими тетрадями, блокнотами, книгами, лежа писала или читала», — вспоминала Ирина Пунина.
Об экспозиции
Белый зал
Кухня, коридор
Типичный кабинет человека, работающего за письменным столом: рукописи, книги, удобное кресло. На стенах рисунки художников — друзей Николая Пунина. Он сам говорил о себе:
Круг художественных интересов Николая Пунина был необычайно широк: от древнерусской иконописи до японской графики, от французских романтиков до авангардистов. В его доме постоянно собирались молодые художники: Владимир Лебедев, Лев Бруни, Петр Митурич, Петр Львов, Николай Тырса.

Пунин был страстно увлечен новыми течениями в искусстве, особенно творчеством Владимира Татлина и Казимира Малевича, наивно полагая, что революция — благо для футуристов. Однако вскоре его «роман с революцией» закончился.

В 1920-е годы Николай Николаевич работал в Институте художественной культуры, в Русском музее, читал лекции в Академии художеств и Университете, являлся художественным консультантом Фарфорового завода. Интенсивность духовной жизни, «постоянное и сильное душевное напряжение» сближали его с Ахматовой.
Анна Ахматова впервые пришла в эту квартиру 19 октября 1922 года. В дневнике Пунина осталась запись:
Зародившееся чувство между Пуниным и Ахматовой стало источником сложных переживаний для всех участников «треугольника»: в доме на правах друга и матери его ребенка продолжала жить первая жена Пунина Анна Евгеньевна Аренс. Драматизм ситуации усугублялся отсутствием у Ахматовой постоянной прописки, которой требовали реалии «советской жизни».

В 1926 году Анна Ахматова все же согласилась переехать в Фонтанный Дом. Для всех троих не было другого выхода, как принять происшедшее как данность, по возможности сохраняя дружеский стиль отношений.

В период союза с Пуниным Ахматова почти не пишет стихи. Причины тому были как внешние (негласный партийный запрет 1925 года на публикацию ее стихотворений), так и внутренние: не было необходимой ей внутренней свободы. В эти годы она занимается историей архитектуры Петербурга, изучает творчество Николая Гумилева, начинает свои пушкинские штудии, которые впоследствии войдут в ее статьи о Пушкине, учит итальянский и английский языки.

В 1938 году, после пятнадцати лет союза, Ахматова с Пуниным расстались. А в 1949-м после нового ареста в его кабинете поселился сотрудник НКВД.
Николай Николаевич Пунин в своем кабинете
Анна Ахматова в кабинете Николая Пунина, 1926 год. Фотограф Н. Н. Пунин
«У меня, в сущности, есть только один, но настоящий дар: я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим».
«…вечер такой мягкий и петербургский, „ахматовский“ — черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог».