Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Купить билет

Интерактивная квартира Ахматовой — Пуниных

«Героиня Поэмы (Коломбина) вовсе не портрет Судейкиной. Это скорее портрет эпохи — это 10-ые годы, петербургские и артистические, а так как О.А. была до конца женщиной своего времени, то, вероятно, она все же ближе к Коломбине».
Анна Ахматова

О. Глебова-Судейкина. Коломбина. Фарфор. Начало 1920-х годов
По воспоминаниям современников, флакон был найден Ахматовой, Лурье и Судейкиной в начале 1920-х годов в разрушенном Гостином Дворе.

И над тем флаконом надбитым
Языком кривым и сердитым
Яд неведомый пламенел.
Ахматова вспоминала, что Борис Анреп нашел этот крест во время Первой мировой в разрушенной церкви в Галиции: «Сказал: „Я знаю, что нехорошо дарить крест: это свой крест передавать… Но Вы уж возьмите!..“ Взяла».
Книга Чулкова о Достоевском из личной библиотеки Ахматовой с ее пометами на полях.

«Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пятьдесят, сто человек — и вечером пойти в театр».

Анна Ахматова
Об экспозиции
Белый зал
Кухня, коридор
Литературная экспозиция музея предлагает заглянуть в иную реальность — реальность поэзии Анны Ахматовой, пространство ее текста.

Зал условно делится на семь инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» Ахматовой, то есть строками ее поэтической биографии. Перед ними за стеклом — вещи, рукописи, рисунки, фотографии.

Музейному посетителю предлагается активная позиция — он может вступить в непосредственное общение с экспонатом. В ответ на направленное движение руки, словно на вопрос, обращенный к предмету, он высвечивается, а на черном экране возникают тексты — краткие информативные и собственно ахматовские: ее реплики, дневниковые записи, фрагменты ее абсурдистской драмы «Энума Элиш».

Выбор текстов, так же как соседство друг с другом экспонатов, определяется тем самым поэтическим принципом, о котором Ахматова писала: «„Надо знакомить слова“ (выражение О<сипа> Э<мильевича> <Мандельштама>), то есть сталкивать те слова, которые никогда раньше не стояли рядом».

Из «сталкивания» слов, фраз, предметов высекается новый смысл. И как всегда в поэзии, этот смысл не может быть однозначным: глубина его во многом зависит от личного опыта посетителя. Таким образом, «общение» с экспонатом подсказывает путь к прочтению поэзии Анны Ахматовой.
В.А. Цивин. Мелхола. Рахиль. Лотова жена, 2003 год