Показ фильма «Пиковая Дама» (реж. Яков Протазанов, 1916).
Разговор об истории экранизаций повести Александра Пушкина
«Пиковая дама» Якова Протазанова — лебединая песня
дореволюционного кино и образец экранизации литературного шедевра.
Небольшая повесть Пушкина приобрела экранное воплощение как
минимум эквивалентное в художественной силе и эстетической сложности. Протазанову удалось создать не рабский подстрочник, но творческую интерпретацию оригинала, в которой и режиссёр, и даже поэт выступают одновременно как субъекты и объекты исследования.
Пластическая выразительность актёрской манеры Мозжухина и акцентной режиссуры Протазанова в симбиозе дали уникальное формальное решение, опередившее немецкий киноэкспрессионизм в радикальности эстетики.
«Пиковая дама» могла бы заложить основу целой школы, но
суровый семнадцатый год оставил картину сверкать в темноте пусть небольшим, но совершенным бриллиантом.